Ледники еще не тают – снежной лавины не будет! (11-15.04.05)
Прошедшая неделя была довольно бурной для рынка нефтяных фьючерсов. Начав неделю с покорения новых рекордов, фьючерсы на нефть и продукты переработки завершили неделю стремительным понижением.
Так 4 апреля фьючерсы на нефть сорта WTI с поставкой в мае, обращающиеся на NYMEX, установили новый рекордный уровень $58.28 за баррель. Это стало самым высоким уровнем с тех пор, как контракт был введен в торговлю в 1983г. Майские фьючерсы на бензин на электронных торгах достигли очередного рекордного максимума $1.7491 за галлон.
Очередной прыжок цен к новым рекордам был связан с вышедшим 31 марта прогнозом инвестиционного банка Goldman Sachs, согласно которому цены на нефть находятся в начальной стадии шипа к $105 за баррель. Не остался без внимания и растущий спрос на бензин в США. Однако, достигнув очередного рекорда, трейдеры начали фиксировать прибыль перед выходом статистических данных EIA по запасам нефти и продуктов переработки. Снижению цен на нефть способствовали также возобновившиеся заявления OPEC об очередном повышении производства на 500000 баррелей в день.
Напомню, что картель 16 марта на конференции в Иране принял решение об увеличении квоты на 500000b/d до 27.5 млн. баррелей в день, что в принципе явилось узакониванием текущего на тот момент производства. Согласно статистическим данным, OPEC, включая Ирак, в марте увеличила производство на 238000 b/d к среднему значению 29.92 млн. баррелей в день. Это стало самым высоким уровнем добычи нефти с ноября прошлого года. В октябре картель качал 30.54 млн. баррелей в день, самый высокий уровень производства, зарегистрированный с 1979г. По данным Министерства энергетики США, вышедшим в среду, коммерческие запасы нефти повысились восьмую неделю подряд до 317.1 млн. баррелей, увеличившись на 2.4 млн. баррелей. Полученный объем оказался на 8% выше, чем за тот же период прошлого года и самым высоким с июня 2002г. Однако, напомню, что мировой резерв производственных мощностей в 2002г. составлял в среднем 5.7 млн. баррелей в день, а по прогнозу EIA в текущем году резерв в среднем будет находится на уровне 1.25 млн. баррелей в день.
Запасы бензина за неделю, закончившуюся 1 апреля, снизились на 2.1 млн. баррелей до 212.3 млн. баррелей. Снижение запасов бензина оказалось почти в два раза большим, чем ожидалось рынком, что привело в начале к резкому росту цен. Но "бычьи" настроения быстро утихли.
По данным EIA, уровень производственных мощностей американскими НПЗ, которые уже закончили профилактические работы, повысился до 93.7%. В результате производство бензина выросло до 8.6 млн. баррелей в день, по сравнению с 8.2 млн. баррелей в день неделей ранее. Данный факт вселил надежду участникам рынка, что запасы бензина к началу автомобильного сезона окажутся на уровнях, способных удовлетворить растущий спрос. Но нужно отметить, что импорт бензина в США за неделю, закончившуюся 1 апреля остался на прежнем среднем уровне 900000 баррелей в день, а средний спрос за последние четыре недели составил 9.1 млн. баррелей в день. Продолжится ли фиксация прибыли на текущей недели или нет будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, это данные по запасам нефти и бензина в США, за неделю, закончившуюся 8 апреля. В связи с тем, что поставки нефти на американские НПЗ увеличились до 15.5 млн. баррелей в день в связи с повышением использования производственных мощностей, а уровень импорта нефти в США снизился за неделю, закончившуюся 1 апреля, то можно ожидать начало фазы снижения запасов нефти в США. В связи с этим, можно ожидать, что запасы нефти перестанут оказывать поддержку "медвежьим" настроениям. А как мы уже определяли ранее, запасы нефти в США, с точки зрения поставок в будущем для удовлетворения спроса, находятся не на таком уж высоком уровне. С другой стороны, увеличение производства бензина за неделю, закончившуюся 1 апреля, не привело к росту запасов, а наоборот запасы значительно снизились. Это говорит о том, что, скорее всего, происходит наращивание запасов бензина на потребительском уровне. Такая тенденция должна продолжиться на фоне приближения автомобильного сезона и резкого увеличения спроса, что приведет к очередному снижению запасов бензина, но возможно не такому сильному, как раньше.
Так или иначе, факторы, которые внесли вклад в недавние высокие цены, продолжат оказывать поддержку дальнейшему росту. В 2004г. спрос на нефть вырос приблизительно на 2.7 млн. баррелей в день, и как прогнозируется, в текущем году составит 22. млн. баррелей в день. Спрос на нефть в США в прошлом году увеличился на 500000 баррелей в день и, как ожидается, в 2005г. в среднем составит 340000 баррелей в день.
В четверг поступил "бычий" сигнал со стороны Саудовской Аравии. По постоянным заявлениям Министра нефтяной промышленности аль-Наими, королевство предлагает своим клиентам столько нефти, сколько они пожелают для увеличения запасов перед резким ростом спроса в третьем и четвертом кварталах текущего года. В четверг сообщалось, что Саудовская Аравия готова качать нефть на полную мощность, а по последним данным максимальное производство нефти в королевстве составляет 11 млн. баррелей в день. В марте самый крупный производитель нефти добывал 9.5 млн. баррелей в день. Если производство будет поднято до максимума, то резерв производственных мощностей окажется практически на нуле. Любой сбой в поставках нефти, например, пожар на каком-нибудь НПЗ или теракт, будут вести к резким прыжкам цен вверх.
Напомню также, что на текущей неделе, помимо статистических данных по запасам нефти в США, ожидается еще два не маловажных события. Это ежемесячные отчеты OPEC и IEA(Международное Энергетическое Агентство). Если эти организации в очередной раз повысят свои прогнозы роста спроса на нефть в 2005г., как это уже случилось в двух предыдущих отчетах, то бычьи настроения получат дополнительную поддержку и рост цен может возобновиться с еще большей силой. Напомню, что на прошлой неделе происходила именно фиксация прибыли, а не начало нисходящей тенденции. По данным CFTC за неделю, закончившуюся 5 апреля, количество открытых на NYMEX длинных спекулятивных позиций по нефти увеличилось с 164014 до 173593. Кол-во коротких спекулятивных позиций уменьшилось с 90222 до 84881. В результате, перевес длинных позиций над короткими вырос с 73792 до 88712, что стало рекордным уровнем за всю историю регистрации данных Комиссией. В общем-то, если не появятся бычьи данные, то сокращение длинных позиций может продолжиться и падение цен на нефть может приобрести характер "снежной лавины", что приведет к снижению цен в диапазон $48.50-$49.70 за баррель.
Так как 20 апреля майские фьючерсы истекают, рассмотрим техническую сторону июньского фьючерса. На дневном графике можно заметить отработку дивергенции на гистограмме АО. Но сильная поддержка находится в диапазоне $53.30-$54.30. Только снижение цены ниже 53.30 может вызвать массовое срабатывание стопов и сильный обвал цен. На данный момент цена достигла верхнего диапазона поддержки и отскочила вверх.
Пока не пробита поддержка $53.30-$54.30 рекомендую рассмотреть покупки в указанном диапазоне, буквально в понедельник. Во вторник особых движений перед выходом данных по запасам ждать не следует, а вот в среду снижение запасов нефти и бензина вернет рынку "бычье" настроение. Стоп можно разместить на уровне $52.90 за баррель. В связи с тем. что пик розничных цен в США на бензин ожидается в мае, примерно, $2.35-$2.40 за галлон, то июньская нефть вполне может протестировать психологический барьер $60 за баррель. Цель устанавливаем в диапазоне $59.00-$60.00 за баррель.
Александр Борц
E-mail: bauer@viac.ru