Доллар, нефть, золото и глобальные риски
Скептицизм относительно устойчивости мировой финансовой системы нарастает, что выражается в лихорадочной скупке защитных активов. Доходности продолжают падать по всему спектру облигаций, ниже 1% ушли на текущей неделе канадские 10-летние бумаги, немецкие бундесы обновили рекорд, добравшись до -0.196% к закрытию, японские 20-летние облигации впервые в истории снизились ниже нуля, а в Швейцарии вообще не осталось бумаг с положительной доходностью.
На этом фоне рост цен на золото выглядит слишком слабым. Потеряв свои монетарные функции, золото было низведено практически до статуса сырья, но поддерживать это положение можно было только во времена роста мировой экономики. Однако сейчас оно на глазах превращается из «актива с отрицательной доходностью» в «актив с положительной доходностью», поскольку при развитии дефляционных процессов и падении ставок по облигациям ниже нуля способно аккумулировать капитал уже на более выгодных условиях, чем большинство «бумажных» инструментов.
Крупнейшие банки пытаются сдержать рост золота, с 23 июня на COMEX было дополнительно продано 71309 новых контрактов на поставку золота, общая короткая позиция крупнейших банков достигла объема в 250 тыс. контрактов, что превышает четверть всей годовой добычи золота в мире. Излишне напоминать, что такого объема золота у банков нет, а значит, спрос на желтый металл растет быстрыми темпами и дальнейшее его сдерживание способно привести к мощнейшему банковскому кризису.
Ранее мы предположили, что золото на текущей волне спроса доберется до сопротивления 1519/36, пока все идет именно так, и, более того, темпы роста могут даже ускориться.
Требуются неординарные шаги, чтобы погасить волну паники. Рынки ждут, что ряд ЦБ начнет расширение программ стимулирования, и особый интерес, как обычно, к ФРС.
Непосредственно после Brexit денежная база ФРС сократилась на 144.8 млрд долл. Это второе минимальное значение с тех пор, как Федрезерв объявил о возврате к политике нормализации, рекорд был установлен 30 декабря 2015 года, тогда одноразовое снижение ДБ на 249 млрд было максимальным за всю историю ФРС.
Сокращение ДБ равнозначно ремиссии, а не эмиссии, и означает поддержку дефляционных тенденций, а не инфляционных. Нефтедоллар – валюта, обеспеченная нефтью, снижение цен на нефть и ремиссия ДБ – вещи взаимосвязанные, поэтому снижение ДБ означает плохие перспективы для нефти – ФРС исходит из того, что нефть будет падать.
Теперь о рисках.
Одним из критериев оценки рисков является динамика спреда между 3-месячной ставкой LIBOR и доходностью 3-месячных государственных облигаций (TED Spread). Смысл здесь простой – опережающий рост ставок LIBOR означает рост премии за межбанковское кредитование, в то время как treasuries считаются безопасным активом. Соответственно, рост TED Spread означает рост кредитных рисков для экономики в целом.
Для того чтобы точнее видеть динамику, разделим TED Spread величину ставки по федеральным фондам, поскольку нас интересует именно относительное изменение спреда (зеленая линия на графике). Хорошо видно, что максимальный пик за последний период пришелся на декабрь 2008 года, в этом нет ничего удивительного, также был всплеск кредитных рисков в декабре 2011 года, а вот в текущем моменте спред не растет, то есть рынок рисков для экономики США после Brexit на самом деле не видит.
Отчет по занятости в США в июне оказался более позитивным, чем ожидало большинство игроков, – количество рабочих мест увеличилось на 287 тыс., это лучший результат за последние 8 месяцев, и свидетельствует о том, что экономика США во 2 квартале покажет неплохой рост. Уровень безработицы вырос с 4.7% до 4.9%, доля участия в рабочей силе выросла с 62.6% до 62.7%, средняя почасовая заработная плата увеличилась на 0.1% относительно мая, последний показатель несколько подпортил положительный настрой после выхода данных, поскольку ожидался рост на 0.2%.
В то же время отчет по занятости в Канаде оказался несколько хуже ожиданий. Количество занятых снизилось на 0.7 тыс., доля рабочей силы в общей численности населения упала с 65.7% до 65.5%, рост безработицы пусть и снизился на 0.1%, до 6.8%, в целом не оказывает влияния на оценку занятости по стране, которая за последний год меняется незначительно.
ЦБ Канады на наступившей неделе проведет заседание по монетарной политике. Рынок не ждет каких-либо изменений, как ожидается, ставка останется на текущем уровне 0.5% и стимулирующих мер не потребуется. Причина такой уверенности в том, что экономика Канады в значительной степени ориентирована на США, с европейскими странами торговые и финансовые отношения развиты заметно слабее, и поэтому негативные последствия от Brexit, которые кругами расходятся по миру, её задевают мало.
Гораздо больше банк волнуют цены на энергоносители. Цена на WTI в пятницу снизилась до двухмесячного минимума, опустившись к 45 долл. за баррель, целый ряд факторов подталкивает игроков к фиксации прибыли.
Как сообщает Минэнерго США, запасы по всем категориям энергоносителей продолжают снижаться, причем запасы нефти падают уже 7 недель подряд. Одновременно падение добычи до 8.43 млн барр. в сутки оказалось рекордным с сентября 2015 года, и это при том, что страны ОПЕК увеличили свою долю рынка до максимума за 40 лет.
Нефть ищет новый уровень баланса, в зависимости от того, где он находится от текущих уровней, будет либо движение в нужную сторону, либо консолидация. Аргументы есть в пользу обоих направлений, в частности обвал инвестиций в последние 2 года, неизбежно приведет к снижению добычи во всем мире, с другой стороны, есть серьезная опасность замедления всей мировой экономики, а значит и потребления нефти.
Пока же картина не в пользу быков, нефть смотрит скорее вниз, чем вверх, и это аргумент в пользу усиления доллара.
Еще одно событие недели – заседание ЦБ Англии, и здесь ситуация значительно более неопределенная.
Да к тому же последние макроэкономические данные свидетельствуют, что спешить некуда – торговый баланс в мае вышел лучше ожиданий, темпы падения промышленного производства оказались ниже, чем ожидалось, поэтому в годовом выражении рост сократился до 1.4%, в обрабатывающей промышленности – до 1.7%, что в целом совсем неплохо на фоне многих других стран.
Оценка темпов роста ВВП, по данным NIESR, для апреля-июня составила 0.6%, что выше прогноза 0.5%. Казалось бы, результат указывает на устойчивый рост экономики Великобритании, однако он стоит на очень сильных показателях апреля, после чего последовала стагнация в мае и снижение в июне. Другими словами, когда из расчетов выпадет апрель, а произойдет это через месяц, оценка покажет заметное снижение темпов роста ВВП, и вот к следующему заседанию Банка Англии аргументов в пользу возобновления программы выкупа активов, или даже снижения ставки, прибавится.
Ну и самый весомый аргумент в пользу того, что Банк Англии не будет предпринимать никаких действий, – падение фунта в последние 2 недели. Экспортеры получили значительное преимущество, которое даст не только улучшение торгового баланса, но и увеличит активность в реальном секторе экономики, а подорожавший импорт позволит обуздать дефляционные процессы. Пока ничто не располагает банк к торопливости, а значит можно использовать паузу для подготовки более весомой позиции на переговорах с ЕС по процедуре развода.
Если BoE не будет предпринимать никаких шагов, фунт может скорректироваться к 1.3237/54, однако любой рост будет использоваться для продаж, поэтому последующее снижение к 1.2713/70 с попыткой преодоления выглядит весьма вероятным.
Хотите быть в курсе последних событий на рынке Форекс? - все публикации по данной тематике читайте в разделе новости форекс.