Девен Шарма, глава Standard & Poor’s: Какова роль независимых рейтинговых агентств в финансовой системе?
Этот вопрос стал особенно актуальным в свете последних событий в еврозоне и вызвал у европейских лидеров жаркие дискуссии: одни предлагали вмешаться в методологию агентств, другие высказывались за необходимость приостановления их деятельности.
Несомненно, европейские власти делают многое, чтобы решить проблемы, с которыми сталкивается регион, стремясь обеспечить поддержу ликвидности тем, кто в этом особенно нуждается. Однако, на мой взгляд, шаги по ограничению независимости рейтинговых агентств приведут к обратным результатам.
Как полагают многие аналитики, это вызовет снижение "прозрачности" рыночной деятельности, усилит неопределенность, нанесет еще больше вреда доверию к европейским рынкам, а также потенциально может привести к росту премий за риск, требуемых инвесторами. Помимо этого, это подорвет усилия по стимулированию конкурентоспособности европейских экономик, а также может негативно сказаться на темпах экономического роста.
На самом деле, достаточно будет лишь внедрить более продуманный подход к восприятию деятельности агентств и их влияния на финансовые рынки и процесс финансового планирования.
Во-первых, стоит учесть, что основной целью работы рейтинговых агентств является предоставление инвесторам полной и независимой картины кредитоспособности каждой отдельно взятой страны. Рейтинговые агентства дают оценку тому, как те или иные политические инициативы могут отразиться на платежеспособности государства. При этом стоит учесть, что их деятельность ни в коей мере не направлена на подрыв каких-либо политических программ.
Другими словами, обвинять рейтинговые агентства в усугублении европейского долгового кризиса - значит, путать местами причину и следствие.
Кроме того, рейтинговые агентства не настроены против Европы несмотря на то, что так думают некоторые чиновники. Иначе Standard & Poor's было бы обречено на провал.
Присвоение кредитного рейтинга осуществляется по открытым критериям, которые применяются в более чем 120 странах по всему миру. Именно это позволяет нам получить реальную финансовую картину.
Главный вопрос же заключается в том, как в своей деятельности используют рейтинги политики и управленцы. Возможно, их зависимость от рейтингов при принятии политических и нормативных решений слишком высока. Это, в свою очередь, вынуждает рейтинговые агентства стать центром принятия политических решений, достижение чего, в принципе, агентства не ставили себе целью.
В таком случае политикам стоило бы избегать принятия важных решений, полагаясь исключительно на оценки, данные рейтинговыми агентствами. Это, несомненно, позволило бы уменьшить влияние последних в государственной политике и на финансовых рыках, с одной стороны, а с другой, привело бы к качественной конкуренции между агентствами.